Система постановки целей SMART и SMART(ER)

SMART — это самая популярная и известная система постановки целей на сегодняшний день. Из года в год она показывает свою эффективность на моем личном опыте. Эта система основывается на том, что цель должна быть сформулирована конкретным предложением и отвечать пяти основным критериям. Из первых букв этих критериев и образовалась аббревиатура SMART.

Рассмотрим ее на конкретном примере человека, который хочет стать богаче и используем мой бэкграунд. Пока мы можем представить цель следующим образом: «Заработать денег». Прямо скажем — не сильно отличается от «Стать богаче». Поэтому будем применять критерии SMART к этой цели и посмотрим как она изменится.

Specific (S) — конкретная или конкретизированная

Этот критерий говорит нам о том, что мы должны конкретизировать цель. Зададим себе вопрос — как именно мы хотим заработать денег. Вариантов ответов может быть масса. Ну в моем случае всегда будет один — через бизнес. Но главный вопрос, через какой бизнес? Тот который есть? Или нам нужно открыть новый? Может есть вариант купить какой-то бизнес?

Представим, что мы хотим заработать денег на моем научном издательстве, запустив новый журнал.

Записываем результат первого критерия и получаем: заработать денег на научном издательстве через запуск нового журнала. Вроде как уже становится понятно что мы хотим и каким образом этого достичь. Но это все равно еще нельзя назвать целью.

Measurable (M) — измеримая

Система SMART говорит нам о том, что цель должна быть измеримой и это действительно так. Иначе как понять, что цель уже достигнута или еще не достигнута?

Вернемся к нашему примеру. Допустим мы запустили новый журнал и получили первую 1000 рублей от клиента. Достигли мы цель? Вроде бы да. Мы заработали денег на научном издательстве запустив новый журнал. Но с другой стороны — 1000 рублей это то, чего мы хотели? Наверное нет.

Можно рассмотреть ситуацию с другой стороны. Мы запустили новый научный журнал и он заработал в 2 раза больше, чем старые, которые работают уже много лет. Хороший это результат? Да! А достигли ли мы цели? Ну вроде как да, ведь мы заработали денег на научном издательства на новом журнале. Хорошо! А когда мы ее достигли? Когда мы должны были себе сказать, что цель достигнута?

Ничего не понятно. Именно поэтому вторым шагом мы должны определить систему измерения результатов и указать при достижении какого результата цель будет выполнена.

Пробуем: заработать 1 млн. рублей на научном издательстве через запуск нового журнала. Вот это уже похоже на цель. Мы знаем что делать и сколько мы должны заработать, Надо бы действовать, да нет. Еще рано. Переходим к следующему критерию.

Achievable (A) — достижимость

Этот критерий является проверочным для цели. В 99% случаев он не меняет ее формулировку, но точно дает нам понять, а стоит ли вообще действовать или может нужно пересмотреть свои амбиции.

Идея в том, что цель должна быть достижимой. Но достижимо в этом мире все, разве не так? Так, но не совсем. Все достижимо постепенно. Давай представим, сможет ли простой рабочий на заводе заработать миллион долларов? Да, сможет, но не с имеющимися у него на данный момент ресурсами, знаниями и навыками. Сначала ему следует поставить менее абициозные цели

Посмотрим нашу цель через призму достижимости. Смогу ли я запустить новый научный журнал? Легко! Есть ли у меня ресурсы на это? Да! Есть ли у меня достаточно компетенций знаний и опыта? Да! Можно ли на научном журнале заработать 1 млн. рублей? Да!

На данный момент цель прошла тест на достижимость, но я рекомендую после ее окончательной формулировки вернуться к этому этапу и прогнать ее через него еще раз. Чуть позже станет понятно почему.

Relevant (R) — релевантная или согласованная

Этот критерий стоит в области психологии человека. Наш мозг устроен таким образом, что он выделяет ресурсы и энергию на то, что нам важно и будет всячески отговаривать нас от того, что не имеет для нас значения. Эту тему я подробно раскрыл в статье «Почему что-то мы делаем с удовольствием, а что-то не хотим делать вообще?»

На этом шаге следует понять, а действительно это то, что сейчас нужно? Может быть лучше сконцентрироваться на других целях и задачах? Насколько важно мне сейчас идти к этой цели? Буду ли я удовлетворен после ее достижения? Это действительно необходимо? Это МОЯ цель или она навязана со стороны?

Этот критерий тоже скорее всего не изменит формулировку цели, но при этом дать понимание, следует ли вообще этим заниматься или следует поставить другую цель? Ведь жизнь конечна и коротка. Стоит ли ее тратить именно на эту цель?

Time bound (T) — ограниченная по времени

На мой взгляд — это самый важный критерий цели. Необходимо установить себе ограничение по времени и точно понимать, когда должна быть достигнута цель. Это сделает процесс достижения цели более управляемым. Ограничение по времени даст понимание того, а с достаточным ли темпом мы идем к достижению цели и вовремя скорректировать стратегию.

Применим к нашей цели: заработать 1 млн. рублей на научном издательстве через запуск нового журнала до 31 декабря 2023 года. Вот теперь это полноценная цель, которая имеет необходимый результат и дату, когда этот результат должен быть достигнут.

Теперь я бы снова вернулся к критериям Achievable (A) и Relevant (R) и снова проверил бы цель на достижимость и релевантность. Если проверка цели пройдет успешно — значит цель поставлена правильно.

Это еще не все…

Иногда систему постановки целей SMART расширяют до SMARTER. ER — это как дополнительная надстройка над основным методом. Как вы, наверное, догадались — в это случае добавляется еще 2 критерия, которых на самом деле не два.

Как не два? Буквы две, значит и критерия должно быть два? Да, но нет… Как только не расшифровывают дополнительные ER всякие извращенцы на различных бизнес тренингах. На вскидку сразу вспоминаются следующие варианты:

E — Ethical (этичная), Excitable (возбуждающая), Enjoyable (способная доставить удовольствие), Engaging (увлекающая, привлекательная, цепляющая), Ecological (экологичная). 
R — Rewarded (вознаграждаемая), Reassess (переоценивать), Revisit (пересматривать), Recordable (записываемая), Rewarding (вознаграждающая), Reaching (простирающаяся). 

В общем и целом я рекомендую остановиться на классическом SMART, но если все же хочется добавить пару букв, то я предлагаю рассмотреть хрестоматийные варианты:

Ecological (E) — экологичная

Экологичность — это соответствие цели ценностям человека или группы людей перед которыми она ставится. Здесь следует оценить как путь к достижению цели и ее результат может отразиться на человеке и не будет ли это создавать проблем. Также нужно проверить, а не противоречит ли цель другим целям.

Recorded (R) — записанная

Этот критерий говорит о том, что цель должна быть записана. Этот критерий можно назвать вспомогательным можно записать цель на стикер и приклеить его на монитор рабочего компьютера. Установить в виде заставки на телефон или положить бумажку с целю под прозрачный чехол телефона.

Задача — сделать так, чтобы цель всегда была на виду. Научных экспериментов не проводилось и доказательств нет, но в быту считается, что это помогает не сбиваться с намеченного курса и постоянно возвращаться на путь достижения цели.

Несколько примеров целей по SMART

Увеличить продажи услуги N на 20% до конца 2023 года через внедрение CRM системы. Цель имеет метрику (20%), сроки (до конца 2023 года) и конкретный путь ее достижения (через внедрение CRM системы).

Нанять 5 менеджеров отдела продаж до 1 ноября 2023 года для обзвона холодной клиентской базы. Цель имеет метрику (5 менеджеров), сроки (до 1 ноября 2023 года) и конкретное понимание зачем это нужно (для обзвона холодной клиентской базы)

Написать 10 статей в блог на тему целеполагания до конца апреля. Цель имеет метрику (10 статей), сроки (до конца апреля) и конкретную тему на которую нужно писать статьи (на тему целеполагания).

Получить 100 заявок на услугу N с таргетированной рекламы в ноябре 2023 года. Цель имеет метрику (100 заявок), сроки (в ноябре 2023 года) и конкретику в виде услуги и рекламного канала (с таргетированной рекламы)

Практическое задание:

Задание 1. В комментариях этому посту вконтакте и этому посту в запрещенной соцсети составить и написать 3-5 целей по SMART. Можно свои, можно вымышленные. Можно к одному из постов, можно к двум. Можно к каждому разные, можно одинаковые. Решай сам. По первым 10 комментариям дам обратную связь.

Задание 2. Сядь, подумай чего ты хочешь на самом деле. Поставь себе цель по SMART и выполни ее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ИП Иванов Владислав Вячеславович
ОГРН 315631300021310 ИНН 636298711587

Press ESC to close